§ 43. Онтогенез человека

1, 2. Что происходит с момента попадания зародыша в матку до конца второго месяца внутриутробного развития? Что характерно для начала плодного периода внутриутробного развития?

Зародыш человека на стадии многоклеточного шара, состоящего из 30—32 клеток, попадает из маточной трубы в полость матки, где в течение 2 суток остается свободным. Затем он погружается в разрыхленную слизистую оболочку матки и прикрепляется к ней. С этого момента начинается зародышевый период внутриутробного развития. Он характеризуется формированием наружной (трофической) и внутренней (амниотической, или водной) оболочек, а также образованием плаценты — места тесного контакта пуповины зародыша и материнского организма. В этот период происходит формирование гаструлы и органогенез, т.е. закладка тканей и органов зародыша из клеток трех зародышевых листков. К концу второго месяца зародыш принимает черты, характерные для организма человека, и начинается плодный период внутриутробного развития. Период характеризуется дальнейшим развитием и ростом плода.

3, 4. Что представляет собой плацента? Как происходит обмен веществами между матерью и плодом?

Плацента — временный орган, образованный клетками материнского организма и зародыша. Плацента формируется путем внедрения в слизистую оболочку матки ворсинок наружного слоя зародыша. В месте внедрения происходит разрушение участков капиллярной сети слизистой оболочки матки с образованием небольших полостей, заполненных материнской кровью, в которые погружены ворсинки. Впоследствии в ворсинки врастают кровеносные сосуды плода. Через плаценту зародыш получает необходимые питательные вещества и кислород из крови матери и отдает углекислый газ и другие продукты обмена, подлежащие удалению. Кровь матери и кровь плода никогда и нигде не смешивается.

5. Как условия жизни матери влияют на формирование и развитие плода?

При злоупотреблении беременной женщиной алкоголем, курении, употреблении наркотиков, содержащиеся в них вредные вещества негативно влияют напроцессы органогенеза, вызывая комплекс уродств и пороков развития, рождение детей с низкой массой тела, отставанием в психическом развитии.

6. Что такое критические периоды развития? Какие критические периоды известны для развития человеческого эмбриона?

Критическим называется период в развитии плода, когда он наиболее чувствителен к определенным воздействиям. Критические периоды совпадают с процессами наиболее активного преобразования, формирования основных органов и систем будущего организма. Так, критическим является интервал между 15-ми и 60-ми сутками беременности, во время которого формируются жизненно важные органы (мозг, скелет, сердце).

7. Какие периоды послеутробного развития человека известны?

После рождения ребенка выделяют следующие периоды развития: период новорожденности (первые 4 недели); грудной период (с 5-й недели до конца 1-го года жизни); раннее детство (ясельный период) — с 1 года до 3 лет; дошкольный период — с 3 до 6 лет; школьный период — с 6 до 17 лет. Формирование организма заканчивается к 22—25 годам.

8. Какой возрастной период наиболее важен для развития мышления, речи и трудовой деятельности?

Для развития мышления, речи и трудовой деятельности наиболее важен период жизни с 2 до 4 лет. Если он упущен, то возникает отставание психического и физического развития ребенка.

9. Что такое акселерация? Что ее вызывает?

Акселерация — ускорение темпов физического и полового развития детей, которое наблюдается в последние десятилетия в экономически развитых странах. Наиболее ярко акселерация проявляется в увеличении (по сравнению со средними показателями прошлых лет) роста, массы тела, окружности грудной клетки и т. п. Замечено, однако, более раннее прекращение роста (у юношей к 18—19 годам по сравнению с 25—26 годами 70 лет назад). Однако более раннее физическое развитие не сопровождается ускорением психического созревания. Причины акселерации сложны и до конца не выяснены.

0
avatar