Фёдор Михайлович Достоевский

1. Объясните, почему можно утверждать, что Достоевский имеет «белорусские корни»?

Фамилия Достоевского происходит от названия имения Достоево, которое находится на территории Беларуси. Это имение было даровано Даниилу Ивановичу Ртищеву в 1506 году за распространение православия. Тогда имение Достоево находилось в Пинском повете. Здесь почти три столетия жили несколько поколений предков Федора Михайловича Достоевского по отцовской линии. Предки писателя, принявшие католичество, переселялись в Польшу, православные — в Малороссию (Украину). Род обеднел. Дед писателя был. протоиереем в Брацлаве, отец, сбежав из дома, поступил в Московскую медико-хирургическую академию.

В наши дни в деревне Достоево Брестской области находится музей Ф.М. Достоевского, созданный при школе, носящей его имя. Именем Достоевского названа и одна из улиц этой полесской деревни.

2. Почему раннее творчество Достоевского называют «гоголевским» периодом?


Первая повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (1845) продолжала тему «маленького человека». Герой повести Достоевского — чиновник Макар Девушкин — отличается от героя гоголевской «Шинели» — чиновника Башмачкина и даже противопоставлен ему. Но ранний период творчества Достоевского назван «гоголевским», потому что так называлось демократическое направление в литературе, возглавленное В.Г. Белинским. «Гоголевское» направление, или «натуральная школа», — так называли писателей, изображавших социальную несправедливость, жизнь крестьян и мелких чиновников, городской бедноты.

Ф.М. Достоевский очень быстро порвал с кругом В.Г. Белинского, так как программа «гоголевского» направления, а также взгляды самого Белинского не были близки писателю.

3. Сформулируйте основные положения «почвеннической» теории Достоевского. В чем состоят ее отличия от позиций западников и славянофилов? Назовите причины, вызвавшие формирование «почвеннического» мировоззрения у писателя.

По мнению писателя, источником внутреннего разделения русского народа стали реформы Петра I. Они «европеизировали» только дворянство, так и не изменив полностью его мышление на новый, европейский лад, но оторвав от своей исконной «почвы». Именно тогда дворянство стало носителем образованности и культуры, а простой народ сохранил традиционные ценности и «сердечную» веру во Христа, которая, наряду с самопожертвованием, является главной чертой русского национального характера. Достоевский считал, что религиозность русского народа естественна и непроизвольна, как дыхание. Также он полагал, что суть народной жизни в смирении и сострадании, что христианские ценности и моральное совершенствование каждого человека откроют путь к всемирному духовному братству, к построению общества нового типа.

По мнению писателя, дворянство и интеллигенция должны вернуться к «почве», принять исконные моральные ценности и, в свою очередь, поделиться с народом знаниями, приобщить к мировой культуре. В результате взаимного обогащения сотрутся сословные различия.
В отличие от западников Достоевский утверждал уникальность пути России. Он считал, что если Россия объединится, если откажется от политической борьбы, то сможет избежать революций и капитализма, т.е. европейского пути развития.

В отличие от славянофилов Достоевский считал, что русскому народу необходимо обогатиться знаниями и приобщиться к мировой культуре посредством европеизированного русского дворянства и интеллигенции. К славянофильству взгляды Достоевского были значительно ближе, чем к западничеству. Ответы на вопросы скачаны с сайта <a href="http://resheba.ru/">resheba.ru</a>. Ведь писатель утверждал, что русская религиозность и духовность станут основой построения новой мировой гармонии. Он верил в то, что русскому народу сужде-на великая миссия.

Причины, вызвавшие формирование «почвеннической» теории Достоевского, были следующими. На каторге писатель увидел, что дворян, интеллигенцию и крестьянство разделяет пропасть. Федор Михайлович стал размышлять, в силу каких причин мог произойти такой разрыв, разделение внутри одной нации. Так он пришел к выводу, что начало разделения русского народа — в эпохе преобразований Петра I.

4. Почему Достоевского называют самым жестоким талантом, злым гением и великим гуманистом?

«Жестоким талантом» Ф.М. Достоевского назвал критик Николай Константинович Михайловский. Статье с таким названием он предпослал эпиграфы из произведений писателя. «Человек — деспот от природы и любит быть мучителем» («Игрок»); «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность» («Дядюшкин сон»); «Я до того дошел, что иногда теперь думаю, что любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать» («Записки из подполья»); «Странная вещь, эта дружба! Положительно могу сказать, что я на девять десятых стал с ним дружен из злобы» («Крокодил»).

Действительно, в произведениях Достоевского много жестокости, мучительства, самой звериной злобы, показанных в мельчайших деталях, исследованных во всех подробностях. И эта способность «жестокого таланта» изображать зло сочетается у Достоевского с поистине великим гуманизмом — с состраданием, с любовью к людям, к человеку вообще. Заставляя своих героев страдать, выворачивая наизнанку их души, писатель тем самым заставляет читателя сострадать, переживать мучения вместе с героями и любить их — всяких, хороших и плохих, привлекательных и отталкивающих, но — и это главное для Достоевского — людей с живой душой.

5. Можно ли утверждать, что Достоевским были созданы литературные типы, равные Гамлету, Дон Кихоту, Гобсеку?

Конечно, да.

Значение творчества Ф.М. Достоевского для мировой литературы огромно. М. Горький отмечал, что «по силе изображения его талант равен, быть может, только Шекспиру» что, наряду с Л. Толстым, он обратил «на Россию изумленное внимание всей Европы», встав в один ряд с Данте, Сервантесом, Руссо и Гете.

При копировании материалов ссылку на сайт Resheba.Ru сохранять обязательно.

0
avatar