Фёдор Иванович Тютчев

1. Кто из немецких философов и как повлиял на мировоззрение Тютчева? В каких стихотворениях это влияние отразилось в наибольшей степени?

Ф.И. Тютчеву были близки идеи натурфилософии Ф. Шеллинга. С точки зрения Шеллинга вся природа представляет единый разумный организм, оживленный мировой душой, а человек является порождением бессознательного разума природы. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие проявляется лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе.

Поэт воспринимает природу как гармоничное единство, живущее по своим законам, и пытается понять и объяснить в своих произведениях ее душу ( «Не то, что мните вы, природа...»).

Лирика Тютчева объединяет человека и природу, находит параллели в их существовании. Так, в стихотворении «Осенний вечер» поэт сопоставляет пору года и увядание человеческой жизни. Или, например, мысль человеческая и морская волна соединяются в одну «стихию» («Дума за думой, волна за волной...»).

Характерна для поэзии Тютчева и двойственность — две противоположности сопоставляются, часто оказываясь двумя сторонами одной сущности. Примером могут служить стихотворения «О вещая душа моя!..», «Два голоса».

2. Почему поэзию Тютчева называют философской? Назовите основные темы философской лирики поэта. В каких стихотворениях, на ваш взгляд, наиболее полно выразилась тютчевская концепция мира и человека? Какие тютчевские «философские миниатюры» вы знаете? Какова их композиция?

В поэзии Ф.И. Тютчева преобладают философские размышления о вечных и самых сложных вопросах человеческого бытия: место человека во Вселенной, тайны рождения и смерти, любви, смысл существования...

Поэт зачастую объединяет и сопоставляет различные стороны бытия, поэтому для его творчества характерны такие темы, как природа и человек, любовь и природа, человек и история.

Наиболее полно философская концепция мира и места человека в нем выражена в стихотворении «Два голоса». Пусть человек смертен, но он может стать вровень с силами природы, которые в данном произведении олицетворяют олимпийские боги.

Тютчев в своем творчестве отходит от жанрового канона в лирике. Он часто прибегает к новому для того времени жанру миниатюры. Философские миниатюры имеют двухчастную композицию: например, в стихотворениях «Еще земли печален вид...», «Фонтан» по аналогии сопоставляются различные явления (весна и душа, мысль и фонтан). «Сюжет» стихотворений развивается от конкретного к обобщенному.

3. Отметьте особенности композиции и поэтического языка стихотворений «Осенний вечер», «Полдень», «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?..».

Многие произведения Тютчева начинаются описанием картин природы, а заканчиваются размышлением или сентенцией, относящейся к судьбе или душевной жизни человека. Такова композиция стихотворения «Осенний вечер»: большая часть его посвящена изображению увядающей природы, и лишь
в двух последних строках возникает ассоциация с человеческой старостью с ее страданиями, предчувствием смерти.

Язык стихотворения создает настроение светлой грусти. Прекрасная, но печальная картина создается эпитетами «умильная», «таинственная», «багряный», «томный», «туманная», «тихая», «грустно-сиротею-щая». Мотив предчувствия зимы (смерти) создается образом холодного ветра. Архаизм «высокого штиля» «ветр» подчеркивает значимость этого образа.

В стихотворении «Полдень» изображается картина жаркого летнего дня. Описание сонного пейзажа в двух последних строках композиционно завершается упоминанием о древнегреческом боге Пане, олицетворяющем душу природы. Таким образом подчеркивается гармония и единение всех природных явлений и объектов.

Подчеркнуть общность состояния покоя у разных природных объектов помогает использование одинаковых лексем при их описании. В первую очередь это, конечно, определение «лениво» — ленивы и сам полдень, и река, и облака. Дремота охватывает всю природу и ее мифическое олицетворение, ее душу — бога Пана.

Основной мотив стихотворения «Тени сизые смесились...» — единение человека с природой. Центральная строка — «Все во мне, и я во всем!..» — становится разделом между изображением позднего вечера и призывом лирического героя к ночи дать ему душевный покой. Кольцевая композиция (первая строка — «смесились», последняя — «смешай») подчеркивает мотив «смешения», то есть желания полного единения человека с «миром дремлющим».

Чтобы показать глубокие сумерки, поэт использует звуковые образы — тихие, «уснувшие». Зримое

«движение» преобразуется в «дальный гул», полет мотылька не виден, а слышен.

Стремление к единению с ночной природой подчеркивается частым использованием глаголов в повелительном наклонении: «залей», «утиши», «переполни», «дай вкусить».

Но возможно ли полное единение? Может ли человек при жизни слиться с природой? Сомнение в этом выражается оксюмороном «вкусить уничтоженья», которым выражается неразрешимое противоречие чувств — «жажды слиться» и страх смерти.

Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..» условно можно разделить на две части: первая — вопросы лирического героя к ветру, вторая — просьбы не петь «страшных песен», не будить «заснувшие бури».

В первых двух строфах повторяется вопросительная конструкция «о чем». В свою очередь просьбы-призывы подкрепляются междометием «О!». В каждой части встречается эпитет «ночной», но в первом случае он является определением к слову «ветр», а во втором — «душа». Темная сторона души родственна ветру, она «внимает повести любимой» и рвется из «смертной груди», чтобы слиться с «беспредельным». Таким образом, мотив слияния присутствует и в этом стихотворении.

4. Сопоставьте стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» и Ф. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...». Какими мотивами они объединены?

Композиционно оба стихотворения распадаются на две части: первая — картины природы, вторая — описание разлада в душе лирического героя. Природа существует в полной гармонии, и поэт сожалеет о том, что не может достигнуть такого «созвучья» в своем внутреннем мире, и мечтает о нем.
и в том, и в другом произведении встречаются мотивы пустыни, обращения к Богу, свободы, но трактуются они по-разному. Пустыня у Лермонтова «внемлет Богу» — это образ тишины, покоя. Ф.И. Тютчев использует ветхозаветное изречение «глас вопиющего в пустыне», означающее напрасный призыв, остающийся без внимания, без ответа — это душа обращается к Богу, но остается без ответа. И свобода поэтами понимается по-разному: лирический герой М.Ю. Лермонтова желает освободиться от прошлого, от воспоминаний, чтобы обрести покой. Мотив «призрачной свободы» у Тютчева отражает разлад человека с природой.

5. Какие глобальные вопросы времени волнуют позта в стихотворении, «Наш. век»? Выясните, к какому источнику восходит фраза «Приди, на помощь моему не-верью». Подготовьте устный анализ стихотворения.

Главная проблема, поднимаемая Ф.И. Тютчевым в этом стихотворении, — отсутствие веры у современного ему поколения. Сам поэт не был глубоко религиозным человеком, но понимал необходимость нравственных основ. Растление плоти, тоска, неудовлетворенность, невыносимость бытия — все это лишь последствия разлада в духовной жизни.

Фраза «Приди на помощь моему неверью» восходит к следующему эпизоду из Евангелия: к Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Стихотворение озаглавлено «Наш век», и поэт сразу дает понять читателю, что говорить он будет о насущных проблемах, которые волнуют его здесь и сейчас. Уже в первых двух строках высказывается

главный тезис — отсутствие в «наши дни» веры. И далее автор говорит о катастрофических последствиях этого для человеческой души. Душевный разлад подчеркивается противоречивой двойственностью всех мотивов: тень — свет, обретение желаемого — неудовлетворенный ропот; человек «невыносимое... выносит», «жаждет веры... но о ней не просит».

Доминирующая антитеза «безверие — вера» придает стихотворению религиозный характер. Для Ф.И. Тютчева были крайне важны твердые нравственные устои, а в ту эпоху наиболее четко они были выражены в христианской морали, основанной на понятии греха. Аллюзии на семь смертных грехов мы находим и в этом стихотворении: растление плоти (блуд), отчаянная тоска (уныние), ропот и бунт (гнев), желание веры, но гордое отсутствие просьб о ней (гордыня).

Спасительность веры подчеркивается в двух последних строках: обращение к Богу и практически прямая цитата из Священного писания с просьбой прийти на помощь. Но для «растленных душ» вера остается «замкнутой дверью».

6. Стихотворения «денисьевского» цикла называют романом о любви, имеющим свою завязку, кульминацию и развязку. Восстановите биографическую канву «денисьевского» цикла, назовите основные мотивы стихотворений цикла. В чем своеобразие психологизма в «денисьевском» цикле? Составьте обобщенный психологический портрет героини цикла.

В 1850 году Даша и Катя, дочки Тютчева от первого брака, учились в Смольном институте благородных девиц. Однажды, придя к ним, поэт увидел молодую классную даму. Это была Елена Денисьева, племянница и воспитанница Анны Дмитриевны Денисьевой, инспектрисы Смольного.

47-летний Тютчев и 24-летняя Елена (Леля) Дени-сьева всей душой полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что поэт по-прежнему любил свою вторую жену Эрнести-ну, семью. «Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался...» — пишет о периоде «последней любви» поэта его сын.

В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Ей отказали в приемах в тех домах, в которых еще недавно принимали с такой радостью и вниманием. Впоследствии жизнь Елены Александровны складывается неудачно. А ведь, по воспоминаниям современников, природа одарила ее большим умом и остроумием, впечатлительностью и живостью, глубиной чувств и энергией характера. Теперь же под влиянием сложного положения в обществе начал меняться характер Елены Денисьевой, появились несдержанность и вспыльчивость, обидчивость и религиозная экзальтация. Все это ускорило течение ее болезни (чахотки), и в 1864 году она умирает.

«Денисьевский» цикл — этот тютчевский «роман в стихах» — имеет начало, кульминацию и развязку, определенную замкнутость, сюжетную законченность отдельных частей. Одно из первых стихотворений — «Не раз ты слышала признанье...» — уже очерчивает и характеры людей, и их отношения, и жизненную ситуацию; завершает цикл стихотворение «Две силы есть — две роковые силы...». Характерно, что начинается рассказ о любви с глубоко личного, интимного стихотворения, а заканчивает поэт брошенным в адрес общества протестом. Каждое из стихотворений рассказывает о каком-то моменте горестной любви

и близости двух людей, лирико-повествовательный элемент весьма ощутим в них: рождение ребенка («Не раз ты слышала признанье...»), насилие «толпы» над человеческой душой («О, как убийственно мы любим...»), момент тишины и покоя («Пламя рдеет, пламя пышет...»), болезнь, смерть и бесконечное чувство одиночества и потерянности, охватившее героя.

Цикл пронизан такими мотивами, как упоенность природой и упоенность любовью («Сияет солнце, воды блещут...»), любовь как убийство («О, как убийственно мы любим...»), трагедия любви в обществе («Две силы есть — две роковые силы...»), любовь как борьба («Предопределение»), тоска о потерянной любви («Опять стою я над Невой»), жизнь, похожая на смерть («Накануне годовщины 4 августа 1864 года»). Основополагающим является мотив противоречия — между любящими и между истинным, но «беззаконным» чувством и лицемерной моралью «толпы».

Противоречие чувств определяет усложненный психологизм лирики Тютчева. Его любовь отравлена сознанием вины — отсюда частые оксюмороны, риторические (безответные) вопросы, как, например, в стихотворении «О, как убийственно мы любим...». Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящее чувство не может существовать без препятствий, без страданий, она «поединок роковой» («Предопределение»).

В цикле появляются и другие новые для русской любовной лирики черты. Следствием необычайно развитого психологизма, диалектики чувств героев, не менее сложной, чем в романах Тургенева и Достоевского, стало появление полноценного женского образа. Героиня — не просто объект любви, ее чувство полноправно. Чтобы раскрыть ее внутренний мир, необходима тщательная психологическая проработ-
ка образа. Основным приемом при этом становится психологический портрет.

Действительно, Тютчев уделяет много внимания позе, жесту, детали портрета («Она сидела на полу / И груду писем разбирала...», «Весь день она лежала в забытьи, / И всю ее уж тени покрывали...»). Через эти внешние черты мы постигаем живого человека, которому присуще все земное: и благородные чувства и противоречия, и страсть, и гнев. Она подвластна влияниям общества. И не способна, как и герой, рас путать клубок противоречий, в котором они оказа лись под воздействием любви. Женщина, все отдав шая («я стражду, не живу... им, им одним живу я») одарившая другого «волшебным миром» «искренне го и пламенного» чувства, предстает перед читателя ми глубоко потрясенной, уязвленной. Но главное — бесконечно любящей, до самого конца, до последних слов: «О, как все это я любила!».

7. Закончите афоризмы Тютчева: «Мысль изреченная...», «Нам не дано предугадать...», «Тебя ж, как первую любовь...», «Умом Россию...», «О, как убийственно...». «Не плоть, а дух...», «Все во мне, и я...», «Не то, что мните вы...».

«Мысль изреченная есть ложь».

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.'..»

«Умом Россию не понять».

«О, как убийственно мы любим».

«Не плоть, а дух растлился в наши дни».

«Все во мне, и я во всем!..»

«Не то, что мните вы, природа».

0
avatar